Публичное  Акционерное Общество «Тепловозоремонтный завод»
История завода

ПАО «Тепловозоремонтный завод» (г. Полтава, Украина) — крупнейшее промышленное предприятие отрасли, по праву считающееся одним из первенцев локомотиворемонтного производства не только Украины, но и бывшего Советского Союза. Завод был органично связан со всей отраслевой инфраструктурой страны предшественницы Содружества. Первое крупное промышленное предприятие в городе основано в 1871 году как «Главные Паровозные мастерские» станции «Полтава» Харьково-Николаевской железной дороги, владельцем которой было Русское акционерное общество. В 1881 году казна выкупила дорогу у акционеров.
В советское время завод стал государственным предприятием и после капитальной реконструкции «Паровозоремонтных мастерских» в 1929 году предприятие получило новый статус и стало именоваться «Полтавский паровозоремонтный завод». В годы Великой Отечественной войны оборудование и персонал завода были эвакуированы в г.Красноярск, где за короткие сроки было налажено производство минометов, боеприпасов, строились и оборудовались бронепоезда и санитарные составы, оснащались модифицированными двигателями самолеты, поступавшие по закону о ленд-лизе из США. При отступлении из Полтавы в сентябре 1943 года практически все здания и сооружения ППРЗ были разрушены и сожжены немецкими оккупантами, полностью завод был восстановлен лишь в 1953 году, хотя довоенные объемы производства были достигнуты уже в 1949 году.
За почти столетнюю историю существования паровозоремонтного производства, с 1871 по ноябрь 1963 года, в Полтаве был отремонтирован 16 561 локомотив — в том числе паровозы серий А, Н, Ч, Т, Ов, Щ, в предвоенные годы был освоен ремонт мощных паровозов серий ИС, ФЭД, СО.
После частичной реконструкции начала 60-х годов и постройки тепловозоремонтного комплекса завод обрел новый статус и отныне именовался «Полтавский ордена Трудового Красного Знамени тепловозоремонтный завод им. А. А. Жданова». В декабре 1963 года из заводского ремонта был выпущен первый тепловоз серии ТЭЗ. Всего до 1984 года было отремонтировано больше 9 тысяч тепловозов этой серии.

В 1967 году заводчанами освоен ремонт тепловозов серии ТЭП60 — Полтавский ТРЗ был единственным заводом в стране, которому доверили ремонт этих пассажирских тепловозов и производство запасных частей к ним. С 1973 года на предприятии ремонтируют магистральные универсальные тепловозы серии М62 — эти локомотивы и сегодня пользуются спросом у деловых партнеров Полтавского завода.
С октября 1994 года тепловозоремонтный завод в Полтаве — акционерное общество открытого типа. В последнее десятилетие, начиная с 1997 года, заводчанами освоен ремонт принципиально новых для предприятия серий тепловозов — пассажирского ТЭП70, грузового 2ТЭ116, маневровых ТЭМ7 и ТГМ6. Кроме того, на заводе производится комплексная модернизация, в том числе с заменой силовых установок, таких тепловозов как ЧМЭ3, 2ТЭ10М, 2ТЭ10, 2М62, ТЭМ7. Ремонтируются вагонозамедлители для сортировочных горок КВ-2 и КВ-3.
Всего за годы существования предприятия полтавчанами отремонтировано около 35 тысяч локомотивов.
Деловое сотрудничество связывает Полтавский тепловозоремонтный завод с отраслевыми предприятиями Украины, России, стран Содружества, ЕС, Монголии и других. Собственное литейное производство и механообрабатывающие цеха, оснащённые мощным станочным парком, современные технологии и жесткие требования к качеству выпускаемой продукции — все эти слагаемые способствуют успешному развитию машиностроительной базы завода. Одно из приоритетных направлений деятельности предприятия — выпуск запасных частей для тепловозоремонтного производства. В настоящее время освоено производство свыше 170 наименований этой продукции, которая пользуется устойчивым спросом у наших партнеров.

Умело выстроенная стратегия развития производства, постоянное обновление производственной базы, гибкая ценовая политика, своевременная реакция на конъюнктурные требования рынка — все это способствует поддержанию имиджа предприятия, как надежного делового партнера постоянно сохраняющего положительную динамику развития.
Трудовые успехи и достижения заводчан неоднократно отмечались высокими наградами. В 1949 году Полтавский паровозоремонтный завод Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
За весомые трудовые показатели и высокую культуру производства коллектив неоднократно отмечался Грамотами и Дипломами Министерства Путей Сообщения СССР, по итогам Всесоюзного социалистического соревнования заводу вручалось переходящее Красное знамя МПС СССР и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта. Заслуги заводских рационализаторов и изобретателей отмечены дипломами ВДНХ СССР.
В 2002 году ОАО «Тепловозоремонтный завод» награжден Дипломом лауреата Международного академического рейтинга популярности и качества «Золотая фортуна». В 2004 году Национальный Экспоцентр Украины признал коллектив завода победителем в номинации «Предприятие вне конкуренции», в декабре 2004 года жюри Международного конкурса «Золотая торговая марка» присудило предприятию звание победителя этого престижного конкурса.
В настоящее время особое внимание уделяется повышению квалификационного уровня персонала — впервые в Украине на заводе создаётся учебный центр, причем подготовку в нем будут проходить не только полтавские тепловозоремонтники, но и специалисты других отраслевых предприятий.
Немалая часть прибыли предприятия вкладывается в развитие социальной инфраструктуры — летний отдых заводчане проводят на собственной базе «Тепловозоремонтник» в с. Шиловка Решетиловского района и в п. Кириловка Запорожской области на берегу Азовского моря, где построены коттеджи для семейного отдыха.

Многогранность жизни завода отражается в многотиражной газете «Рабочее слово», которая издается с 1931 года, а все вехи богатой истории более чем 144-летнего предприятия всесторонне отражены в экспозициях народного музея истории, созданного в 1967 году.